Синан: придворный архитектор Сулеймана Великолепного



История жизни Синана — хотя и мало известная в подробностях — есть самая потрясающая иллюстрация судьбы художника в золотую эпоху империи. Именно судьбы, а не жизни, поскольку детали до нас не дошли.
Нам известно, что Синан родился в деревне Агирнас, жители которой были христианами. Это крошечный поселок в двадцати километрах от города Кайсери на Анатолийском плато. Мы знаем, что мальчика крестили Юсуфом, то есть Иосифом, в честь отца, который был, таким образом, плотник. В конце XV века в деревне жили греки, армяне и турки, так что сегодня каждый из них считает Синана «великим сыном греческого/армянского/турецкого народа».

За этот поворот судьбы он заплатил тремя вещами, не считая свободы. Религией предков (по прибытии в Стамбул все рекруты принимали ислам), собственным именем (из Юсуфа он стал Синаном, что означает «идущий первым») и — крайней плотью.

Он оказался в Стамбуле после того, как попал в рекруты. Был такой закон, обязывающий христианские общины на территории империи сдавать лучших юношей в рабство султану. Говорят, когда янычары пришли в село, он прибавил себе год или два, чтобы попасть в списки. Наверняка семья его отца была многодетной. Скорее всего, жили они небогато. И рабство в Стамбуле было куда перспективней столярного дела в деревне. За этот поворот судьбы он заплатил тремя вещами, не считая свободы. Религией предков (по прибытии в Стамбул все рекруты принимали ислам), собственным именем (из Юсуфа он стал Синаном, что означает «идущий первым») и — крайней плотью. Что чувствовал он тогда, в первые дни в стамбульских казармах, среди таких же, как и он, обритых наголо парней? Сейчас, пятьсот лет спустя, глупо делать предположения, и мы никогда не узнаем его меру искренности в новой вере. Но приняв ислам, он понял ислам и нашел в архитектуре потрясающую форму, чтобы выразить это понимание.

МЕЧЕТЬ ШАХЗАДЕ МЕХМЕДА

ddd

Мечеть Шахзаде Мехмеда, Стамбул


Первый крупный заказ от султана поступил Синану в 1543 году, пять лет спустя в Стамбуле рядом акведуком появилась мечеть Шахзаде Мехмеда. Мехмед был старшим и любимым сын Сулеймана, но принц умер от оспы двадцати одного года от роду, после чего безутешный султан и приказал воздвигнуть мечеть памяти сына. В ограде принца и похоронили. Главный вход коронован витиеватой резьбой. Минареты основательны и тоже обильно декорированы каменными вставками. Вся эта бижутерия совершенно несвойственна Синану, который предпочитал «раздевать», а не «наряжать». Однако декоративность в данном случае тоже функциональна. Это попытка восполнить потерю. Это венок от живущих юноше, который умер во цвете лет.

МЕЧЕТЬ СУЛЕЙМАНИЕ

Мечеть Сулеймание, Стамбул

Султан Сулейман любил повторять, что хочет от жизни трех вещей: разрушить Вену, провести в Стамбул водопровод и построить мечеть, равной которой не было бы в мире. Два из трех обещаний он выполнил.

Комплекс великой мечети Сулеймание, начатый в 1550 году и законченный семь лет спустя, чрезвычайно раскидист и сложен в плане. Это город в городе, гигантский каменный скрэббл. по которому можно блуждать целый день: несколько медресе, больница, приют, кухня, столовая, караван-сарай для гостей, туалеты, фонтаны, поле для игры и отдыха и торговые ряды ремесленников, среди которых особое место выделено кузнецам, поскольку султан Сулейман был по профессии кузнечных дел мастером.

Между Сулеймание и Святой Софией одна миля по городу и тысяча лет во времени. Но все же это вещи одной породы. Обе созданы в эпоху расцвета империй и призваны декларировать мощь и славу государства, величие императора. Взявшись за мечеть, Синан конечно же держал в уме Софию. Его Сулеймание построена с намеренной оглядкой. Даже план — два полукупола на одной оси, четыре несущих столба, круг в квадрате — демонстративно прежний. Но посмотрите, как идея ислама преображает и превосходит греческие формы! Купол Софии подсвечен невидимыми окнами. Он отделен от храма и плывет над головами, как летающая тарелка. Купол Синана меньше в диаметре (26 метров против 34) и ниже (53 метра против 56) — но человек, входя в мечеть, попадает под его невидимый «колпак». Человек охвачен потоком пространства, которое стремится вниз по раскидистым парусам. София — это мистерия: галереи, приделы, закутки. Попадая под своды этого храма, человек все так же одинок и тайна его запечатана. Наоборот, Сулеймание — пространство открытости. Божественный свет не подсвечивает, а проницает человека.

МЕЧЕТЬ СЕЛИМИЕ

selimiye

Мечеть Селимие, Эдирне


Одной из основных проблем, связанных с большим строительством в Стамбуле, была проблема земли, на которой возводились мечети. По закону Османской империи земля находилась в собственности свободных мусульман и никто, включая султана, не имел права выкупить (не говоря уж отнять) ее без добровольного согласия владельца. Владельцы редко расставались с хорошей землей, на продажу если что и шло, так это невыгодные участки. Именно ПОЭТОМУ все небольшие мечети Синана, выстроенные по заказу министров, расположены в таких вот «неудачных», «второсортных» местах: на склонах холмов, как мечеть Соколлу Мехмед-паши, или на выселках у стен Феодосия, как мечеть Михримах. Султанам в этой ситуации было не легче.

Купцы султана Селима, сына Сулеймана Великолепного, еле выторговали у богатой мусульманки участок, на котором впоследствии Синан построил для султана великую Селимие. На холме, где предполагали возвести мечеть, старая дама выращивала тюльпаны и никак не желала продавать землю. Тюльпаны — и все тут.

Если Сулеймание — это портрет власти в лице человека, со всеми регалиями и орденами, то Селимие, наоборот, портрет частного человека, по необходимости облеченного властью. В этом вся разница. Сын Сулеймана Селим любил женщин, стихи и музыку, имел прозвище Пьяница и мало интересовался судьбой империи. Собственно, с эпохи его правления принято отсчитывать начало заката Оттоманской Порты. Он родился принцем, но слишком долго ждал престола, чтобы, дождавшись, отказаться от своих привычек и прихотей. Он и умер не по-императорски: поскользнувшись спьяну в бане, разбил голову о мраморный пол. Эта смерть мало опечалила народ, привыкший к твердой руке Сулеймана.

Свою мечеть он заказал Синану в Эдирне, городе императора Адриана, который также покровительствовал искусствам. Так что жест был вполне симптоматичным. Закончив строительство в 1575 году, Синан назвал мечеть работой мастера. Действительно, перед нами произведение человека, который слишком хорошо знает приемы своего ремесла. И по мере возможности ограничивает себя в них.

Купол Селимие лежит на «обнаженном» восьмиграннике с двумя ярусами арок в простенках. Восьмигранник увеличивает число опор, но позволяет сделать их не такими массивными, отодвинуть к стене и расчистить центральное пространство мечети. Посередине Селим приказал сделать фонтан, крытый резной кры-шей, — большая редкость в мечетях! Предполагалось, что вокруг фонтана будут собираться поэты — и сам Селим, конечно, — и под тихое журчание воды читать друг другу свои мистические стихи. Как там было на самом деле, неизвестно, а вот на одной из колонн еще можно различить высеченный по мрамору цветок. Это тюльпан. Говорят, его просила изобразить та самая сварливая баба, у которой выкупили под мечеть землю. Это, говорят, было одним из ее условий — увековечить любимый цветок. Синан согласился, и резчики по камню нанесли рисунок цветка на дальнюю левую колонну. Правда, тюльпан тут изображен бутоном вниз. Чтобы хоть как-то насолить старухе.

Отрывки из текста Глеба Шульпякова «Живот архитектора».

Интересное на эту тему

Кики с Монпарнаса: любимица Парижа

Алиса Эрнестина Прен, которая вошла в историю как ...

Вонг Карвай и Уильям Чанг: великие мастера

За костюмный департамент Карвая неизменно отвечает...

Комментируйте, регистрация не требуется!

Добавить комментарий

Свежие записи





YOOX