Кики с Монпарнаса: любимица Парижа



Алиса Эрнестина Прен, которая вошла в историю как Кики с Монпарнаса, — обладательница, пожалуй, самой знаменитой челки в истории искусства, а ее спина запечатлена Ман Рэем на фотографии «Скрипка Энгра». Кики, получившая свое звонкое прозвище от Сутина, была воплощением духа легендарного Монпарнаса 20-х.

Простая деревенская девушка Алиса появилась в Париже, когда ей было 12 лет, и начала работать помощницей пекаря. Удача была не слишком к ней благосклонна и через пять лет она оказалась на улице без гроша в кармане. Проституткой становиться ей не хотелось и Алиса зачастила в «Куполь», где сидела целыми днями, потягивая дешевый кофе со сливками. Там под зеркалами, в клубах сигаретного дыма ее невозможно было не заметить. Художники, любившие там тусоваться, покупали ей выпивку, а она в обмен соглашалась им позировать. Так сложилась дружба с тремя корифеями — Фужитой, милым японцем, рисовавшим женщин и котов, неотёсанным грязнулей Сутиным и выпивохой Модильяни.

Кики с Монпарнаса

Ман Рэй «Скрипка Энгра»

«Я позировала Фужите. Его изумил факт отсутствия волос на моем лобке. Он любил подходить и утыкаться носом чуть выше того самого места, думая, что увидит отростки волос, появившиеся за время позирования. Потом он затягивал своим тоненьким голосочком: «Отинь смисно — нет волёси! Пасиму твои ноги таки грязний?» Я обожала ходить босиком и забыла уложить пол коврами!»

Кики с Фужитой

Кики завязала дружеские отношения с Фужитой, милым японцем, рисовавшим женщин и котов

Кики не принадлежала к какой-то одной тусовке, а мигрировала между всеми и потихоньку соблазняла и дадаистов и сюрреалистов, и кубистов и футуристов. На террасах «Ротонды» она водилась и с боксерами, и пьяными матросами, и сутенерами и кокаинистами… Ее знали и любили все. Она не жалела ни своих слез, ни смеха, ни своего тела. Ни денег, когда они были.

«Я часто прогуливалась у «Дома» или «Ротонды» в надежде увидеть каких-нибудь художников. Мне с трудом хватило нахальства потратить пару франков на расфуфыривание и заявиться туда, чтобы заработать на чашку кофе и прочее. По воле судьбы там я встретила какого-то малого, который одалживал мне пальто на ночь, и познакомилась с кучей его приятелей, но они были в таком же плачевном положении, что и я. Это были молодые художники, в чьи дома я ходила, чтобы позировать или петь до утра. Мы пили чай. Один из них много путешествовал и рассказывал нам много интересных историй. И был там один юный блондин, к которому я почувствовала определенный интерес. Мы провели какое-то время вместе, простаивая в баре «Ротонды», но Либиону не нравилось, как я выгляжу, потому что у меня не было шляпы. Он позволял мне стоять в баре, но не пускал в заднюю комнату. Как я завидовала тем красивым женщинам, которые сидели там как у себя дома! Кто-то подарил мне шляпу, и Либион чуть приободрился… Кажется, он привык к моей роже!»

кики с монпарнаса ман рэй

В 1921 Кики стала музой Ман Рэя

О времена, о нравы! Ни отсутствие шляпы, ни волос на лобке уже никого не огорчает спустя 100 лет… :) Но вернемся к Кики. Она не была ни эталонной красавицей, ни иконой стиля. В ней было что-то другое, что составляло суть ее харизмы – бесшабашность, непосредственность и неутомимая энергия, которые проступают между строк ее воспоминаний, которые по цензурным соображениям не печатались вплоть до 70-х. И кроме того, с ней было весело. Предисловие к ее книге написал обитавший тогда в Париже Хемингуэй, который тоже был близким другом Кики: «Она, безусловно, господствовала в той эпохе Монпарнаса более, чем королева Виктория когда-либо господствовала в викторианской эпохе. Эпоха завершилась. Она исчезла вместе с почками работяг, которые слишком долго пили с бездельниками. Бездельники были чудесными людьми и в итоге доказали, что их почки крепче».

В 1921 году Кики встретила Ман Рэя, еще одного американца, жившего в Париже, и у них завязался долгий роман. Они поселились вместе в шикарной квартире на 31 bis rue Campagne Première. Это было воплощение всех ее фантазий. Кики стала хозяйкой салона, куда захаживали Пикассо, Матисс, Джойс и Гертруда Стайн. Кики развлекала многочисленных гостей своим пением — она обожала скабрезные песенки и смешно пародировала оперных див. Кроме того, она великолепно готовила.

ман рэй и кики с монпарансса

Ман Рэй у портрета Кики

Однако со временем Кики из пассивной музы, чье тело вдохновляло не только вышеупомянутых Модильяни, Сутина и Фужиту, но и Кислинга, Гаргальо, Кокто и многих других, переросла в самостоятельного творца. Ее работы, среди которых были портреты друзей и сценки из детства, были выставлены в Galerie au Sacre du Printemps в 1927 и несмотря на то, что она была не слишком амбициозна как художник, все было раскуплено прямо на вернисаже.

кики с монпарнаса

Кики в объективе Ман Рэя

Если до сего дня вам не доводилось слышать о Кики с Монпарнаса, то Лайзу Минелли из «Кабаре» Боба Фосса вы наверное помните? Ее персонаж, хоть и из Берлина, списан именно с Кики.

Интересное на эту тему

Вонг Карвай и Уильям Чанг: великие мастера

За костюмный департамент Карвая неизменно отвечает...

Комментируйте, регистрация не требуется!

Добавить комментарий

Свежие записи





YOOX