Американские индейцы vs. Папа Франциск или кто такая Беттани Желтый Хвост?



Папа Франциск, в ходе своего нынешнего визита в США, вновь озвучил намерение причислить к лику святых Хуниперо Серра. Идея, надо сказать не новая, заставила содрогнуться коренных жителей Америки. За что католическая церковь уже который год ратует за канонизацию Хуниперо Серра? За то, что он обратил в католицизм индейские племена Калифорнии. Каковы были последствия? Культурная катастрофа и геноцид индейского населения. Ни засухи, ни тайфуны не мешали индейцам успешно выживать в Калифорнии на протяжении одиннадцати тысячелетий. Чего они не смогли пережить, так это какой-то сотни лет испанской колонизации. Хуниперо Серра инициировал создание так называемых миссий, в которые индейцев загоняли всеми правдами и неправдами. Культурный обмен между колонизаторами и аборигенами включал в себя крещение, за что последние получали два бонуса — гражданство Испании и бесплатные курсы катехизиса. За спасение души индейцы расплачивались пожизненным рабством в трудовом лагере, где познавали что такое голод, порка и сифилис. Процветавшее доселе коренное население Калифорнии сократилось с 600 тысяч человек до 60. Печальная история калифорнийских индейцев – одна из многих на континенте. У каждого племени – своя трагедия.

хуниперо серра

Статуя Хуниперо Серра

Коренные жители Америки, живущие ли в городах, прозябающие ли в резервациях, нынче политкорректно именуются «первый народ». Однако, следы их присутствия сложно заметить в национальном сознании. В хоре американской нации эмигрантов их голос похож на тонкий писк, а в коллаже образов массовой культуры их стереотипные изображения можно встретить разве, что в вестернах. Представители 566 на сегодняшний день официально признанных индейских племен ведут тяжелую борьбу за собственную идентичность с противником более сильным. С обществом, сделавшим их изгоями на собственной земле, и очень неохотно признающим собственные ошибки.

Повсеместные нынче в моде бахрому, перья и бисерные фенечки, характерные для культуры хиппи, придумали не хиппи. Они были позаимствованы у американских индейцев.

В наше время, когда интернет — это удобный инструмент воровства интеллектуальной собственности, сложно понять чувства людей, у которых культурные заимствования, особенно легальные в постмодернистской парадигме, вызывают искреннее негодование. Но если представить себе людей, у которых украли землю и лишили достоинства, то можно понять, почему травма у них в крови. В сообществе коренных жителей Америки не утихают дебаты о культурной апроприации. Повсеместные нынче в моде бахрому, перья и бисерные фенечки, характерные для культуры хиппи, придумали не хиппи. Они были позаимствованы у американских индейцев, и этот факт коробит последних. Хорошо, когда есть кому предъявить претензии. Использование головного убора из перьев в качестве модного аксессуара вызывало не раз волны негодования. В 2012 модель Карли Клосс продефилировала в нем на шоу Victoria Secret — брэнд принес извинения и вырезал этот кусок из трансляций своего фэшн-шоу. В 2013 H&M остановило продажи украшенных перьями ободков, которые, по замыслу дизайнеров, предназначались для посещения музыкальных фестивалей.

Фареллу Вильямсу в 2014 пришлось извиняться за обложку Elle UK, где он запечатлен в индейском головном уборе из перьев.

Если учесть, что головной убор из перьев – это не деталь одежды, а предмет культа, предмет сакральный, то индейцы в чем-то правы. Сложно представить, как отреагировало бы, к примеру, хасидское сообщество, обнаружив моделей в купальниках на очередном фэшн-шоу, кутающих плечи в полосатый таллит. А если бы некий бренд запустил бы в продажу игривый аксессуар — линию коробочек, имитирующих тфиллин, который ортодоксальные иудеи одевают на лоб во время молитвы?

fff

Шоу Victoria Secret в 2012

Пожалуй, наиболее неприятно выглядит рекламная кампания Ральфа Лорена 2014 года, когда он проиллюстрировал каталог одежды винтажными фотографиями индейцев. Что говорят сами индейцы об этом? «Культурная апроприация лишает нас наших символов, нашего искусства, наших рисунков. Это продолжение колониального подхода, когда коренные жители, их земли и традиции – все это можно просто брать и эксплуатировать. Совершенно беслатно». Культура индейцев и ее артефакты эксплуатируются и подаются так, словно бы это уже мертвая культура, которой уже нет. Словно у людей на этих фотографиях нет потомков, как-будто это ни чьи-то дедушки или прадедушки, а просто экзотический зверинец. Еще одна возмутительная тонкость в том, что для каталога подобраны особенные фотографии – где индейцы частично одеты в европейскую одежду. То есть эдакая версия слегка цивилизованных дикарей.

The Ralph Lauren

Ральф Лорен использовал фотографии индейцев времен Дикого Запада в рекламной кампании своей линии одежды в 2014 году

Коллекция дома Шанель, показанная в Далласе в 2014, представляет из себя фактически коктейль стереотипов на тему ковбоев и индейцев. И последние не замедлили обрушить на Карла Лагерфельда обвинения во всех смертных грехах – от бездарности до лицемерия. Отдать дань культуре индейцев, как позже высказался о своих намерениях Лагерфельд, явно не получилось. Дань не приняли. «Что меня действительно ужаснуло, так это логотип Шанель, напечатанный на перьях», — сказала Анжела де Монтиньи, канадский дизайнер марки Young Native. «Лагерфельд, — продолжает она, — проигнорировал символизм пера. Разные племена – ирокезы, сенека, махоки — могли опознавать друг друга по тому как было приколото перо. У кого-то оно торчало прямо, у кого-то сбоку, а у кого-то их было три».

ттт

Карл Лагерфельд поиграл в ковбоев и индейцев в декабре 2013

Можно упрекать Лагерфельда во многом, но факт остается фактом — каждый художник имеет право вдохновляться чем угодно – мир большой, идей много. И дебаты о том, как смешивать в своем творчестве те или иные влияния, так и останутся дебатами. Если индейцы хотят поставить копирайт на каждый узор или рисунок, созданный их предками, то совершенно непонятно кому платить роялтис. Звучит довольно абсурдно. Вот с историей с украденным платьем дизайнера Баттани Еллоутэйл, (по хорошей русской традиции переводить индейские фамилии буквально, буду называть ее далее Беттани Желтый Хвост), все кажется более очевидным. В 2014 она создала платье по мотивам вышивок собственной бабушки, а годом позже она увидела его довольно скверную копию на неделе моды в Нью-Йорке. Только слепой не признает очевидного сходства платьев, изображенных ниже. Б. Желтый Хвост пока на неделе моды свои коллекции не показывает и нетрудно понять, как обидно талантливому 26-летнему дизайнеру, что ее наработки плагиатирует довольно раскрученный брэнд. Как водится в наше время, она излила свою печаль в социальные сети, и об истории этой не написал разве, что ленивый. «Узор в виде двух перевернутых треугольников в форме песочных часов – традиционный для племени Воронов. Эта форма символизирует духовный мир и физический. Вышивки бисером, которыми я вдохновлялась, датируются началом 20 века. Я получила их в наследство от своей бабушки, Ирэн Желтый Хвост».

аа

Кстати, главный дизайнер брэнда KTZ — Марджан Пейоски, создавший платье «Лебедь», в котором Бьорк появилась на красной дорожке Каннского фестиваля. Платье в свое время вызвало более чем противоречивую реакцию.

ап

Платье из новой коллекции бренда B.Yellowtail. Украшено пришитыми вручную зубами лося. Ненастоящими. Ни один лось не пострадал.




Поработав в разных модных домах, Беттани запустила самостоятельно собственную маленькую линию одежды B.Yellowtail. «Я не хочу бороться с культурной апроприацией. Не в этом моя миссия. Моя миссия в том, чтобы оставаться верной себе, своим корням. Я просто хочу прорубить нишу для коренных жителей Америки, где можно было бы жить, процветать и где наш голос был бы услышан».
Закончив The Fashion Institute of Design and Merchandising, Беттани не только чтит традиции и прошлое своего племени (она происходит из апсароке (кроу) и северных шайеннов), а переосмысливает их в современном ключе.

кукк

На этом платье — узор из зубов лося

Коллекция Беттани, над которой она работала совместно с коллегами, представителями коренных народов, была принята очень тепло. Пояса-веревки из конского волоса и зуб лося на золотой цепочке были раскуплены мгновенно. Ее команда не справляется с обилием заказов. Если хотите поддержать молодого дизайнера, купить ее вещи можно на ее сайте.

yel3

Пояс-веревка из конского волоса

yel4

Этот аксессуар, как и вся коллекция Беттани Желтый Хвост, сделан вручную

Интересное на эту тему

Гоша Рубчинский запускает новые духи

Пока большинству брендов приходится ждать годы, чт...

Вонг Карвай и Уильям Чанг: великие мастера

За костюмный департамент Карвая неизменно отвечает...

Самые скандальные фэшн-шоу

Талантливым дизайнерам приходилось публично извиня...

Комментируйте, регистрация не требуется!

Добавить комментарий

Свежие записи





YOOX